Среда обитания. Абазины – сквозь столетия к мирной жизни
Узбекистан - Россия: диалог партнеров

Среда обитания. Абазины – сквозь столетия к мирной жизни

4043

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Абазины – один из древнейших и самобытных народов Северного Кавказа. Их история началась пять тысяч лет назад. Многочисленный некогда этнос постоянно подвергался вторжениям со стороны крымско-турецких и кабардинских войск. Затем, сражаясь бок о бок с представителями родственных народов, абазины отстаивали свою территорию в Кавказской войне. После этого значительная часть этого народа эмигрировала в Турцию, где быстро потеряла свою национальную идентичность, смешавшись с турками и арабами. При этом оставшиеся в России абазины до сих пор бережно сохраняют свои древние традиции и передают их новому поколению. Сегодняшний материал о малых народах России из серии "Среда обитания" посвящен представителям этого этноса.

Сложный путь

Историческая Родина абазин – современная Абхазия, однако в поисках пригодной для обработки земли и скотоводства народ мигрировал на черкесские земли. Здесь потомки абазин проживают и сегодня – большая часть их аулов расположена на территории Карачаево-Черкесии и Ставропольского края. Согласно последней переписи населения, численность абазин в России составляет 43 тысячи человек.

Поворотным событием для всех народов региона стала Кавказская война. После поражения в ней около 150 тысяч абазин были вынуждены покинуть территории исторического проживания. В результате они подверглись ассимиляции с представителями других черкесских народов, их нередко причисляли к абхазам, адыгам и черкесам.


В древности абазины жили в круглых или прямоугольных сооружениях, изготовленных из сплетенных веток и прутьев. В конце 19 века для строительства жилых помещений стал применяться саман (кирпич-сырец из глины и соломы). Контакты с русским населением принесли абазинам технику строительства кирпичных и деревянных домов с железной или черепичной крышей, деревянными полами и потолком, на смену очага пришли печи.

Как и соседний народ – шапсуги, абазины занимались преимущественно разведением птицы и скота, сажали кукурузу и ячмень. Окрестности, прилегающие к абазинским аулам, всегда утопали в фруктовых деревьях, а каждый дом имел свой огород.

Среди мужчин было широко распространено кузнечное и оружейное дело, обработка дерева. Ружья и кинжалы, которые они изготовляли, украшались серебром, золотом и искусной гравировкой. В почете было ювелирное ремесло.

Женщины славились мастерством выделки кожи и обработки шерсти, вышивкой и ткачеством. Они шили из шкур животных шубы и шапки, делали из кожи обувь, бурдюки, седла, сумки, конскую сбрую.


Национальная одежда абазин, кстати, была схожа с нарядами других кавказских народов. Повседневная абазинская одежда сохранялась довольно долго, однако все же исчезла из обихода. Праздничные наряды подверглись изменениям, однако они остаются непременным атрибутом всех фестивалей.

Большую роль в образе абазин играл головной убор. Мужчины носили башлык и папахи. Женские головные уборы служили не только украшением, но и отличительными признаками возраста, социального и семейного статуса женщины. Девочки покрывали голову легким шелковым платком. Девушек на выданье можно было узнать по шапке с остроконечным или округлым верхом, поверх которой надевали платок. После рождения первого ребенка женщина заменяла эту шапку глухим платком, полностью закрывавшим волосы.


Высокие материи

Древние абазины верили в божественность природы. Народ поклонялся духам воды, дождя, лесов, диких зверей, особенно почитал скалы причудливой формы и сакральные деревья. Возглавлял этот пантеон мировой бог Анчва. При этом землю населяли не только добрые, но и злые духи, которые могли навредить. Так, сумасшествие абазины приписывали проделкам шайтанов, а смерть младенца рассматривалась как происки ведьмы.

В первом веке нашей эры в регион проживания абазин проникло христианство, последователями которого они оставались вплоть до 15-17 веков. Согласно преданию, христианское учение принес сам апостол Андрей, который проповедовал среди горских народов. Однако в памяти народа сохранились и языческие верования.

Абазины помнят культурные обычаи своего народа. Будучи открытым душой и гостеприимным народом, они по сей день соблюдают присущие всем кавказским народам традиции радушия. Даже на национальном абазинском флаге изображена открытая ладонь – символ мира, добра и гостеприимства. Например, если раньше каждая абазинская семья на территории своей усадьбы строила отдельный домик для гостей – кунацкую, то сегодня в их доме всегда имеется отдельная гостевая комната. Хозяин дома берет ответственность за безопасность своих гостей и оказывает почести. "Благословенен тот дом, который посетил гость", – говорят абазинки.


Почитание представителей старшего поколения, как носителей мудрости и хранителей традиций предков, одно из основных абазинских правил. Дети у абазин также в почете, даже есть пословица: "В семье ребенок старше всех". Но при посторонних отец никогда не демонстрирует нежность к своему малышу, не берет его на руки, не играет. Богатые абазины практиковали аталычество: при желании они отдавали своих детей на воспитание в другие семьи внутри своего рода, чтобы укрепить семейные связи или прекратить вражду. Иногда ребенок воспитывался у чужих людей до совершеннолетия.

Также очень интересны свадебные и семейные обычаи. В частности, оформление брака по религиозным правилам происходит без присутствия жениха и невесты. Мужчины от обеих семей, чьи дети женятся, получают у эфенди (муллы) заочное благословление молодых и письменное подтверждение законности их брака.


Войдя в семью мужа, невесте было запрещено несколько недель разговаривать с его родителями, смотреть им в глаза, находиться с ними наедине, есть при них и садиться в их присутствии. Также в течение года после свадьбы ей не разрешали видеться со своими родителями. Супругам запрещалось днем оставаться наедине друг с другом. Они никогда не называли друг друга по именам, обращаясь, использовали местоимения или прозвища. Например, по необходимости мужчины могли сказать: "Мать моих детей", "дочь того-то".

Как отмечают сами представители народа, эти обычаи практически канули в лету. Некоторые запреты сохранились только в сельской местности. Отношения между супругами, невесткой и свекрами, родителями и детьми сегодня более свободные.


Семейной жизни и быту абазин посвящено немало произведений. Например, сказание о Солнце и Луне гласит, что небесные тела являются супругами: Солнце – великий отец неба и земли, а Луна – мать. Если Солнце начинает бушевать, Луне приходится проявлять такт и изобретательность, чтобы усмирить своенравного супруга. Так и в жизни: в семье муж мечом славен, а жена – мудростью. До сих пор все поколения абазинской семьи живут одним домом. Поэтому вошедших в новый дом молодых абазинок есть, кому научить, как сглаживать острые углы, погасить семейный конфликт в зародыше. Абазины редко разводятся: семьи, как правило, создаются на всю жизнь – до тех пор, пока смерть не разлучит супругов.

В целом к женщинам проявляют большое уважение. Традиционный этикет велит защищать ее достоинство и честь, вставать при появлении женщины, уступать ей место, никогда не перебивать во время разговора и не употреблять неприличные выражения, а тем более не ссориться и драться. Также древний обычай велит мужчине завершить работу женщины, если он видит, что она занята у себя во дворе тяжелым трудом. При этом, заходить в дом в отсутствии ее мужа другим мужчинам категорически запрещается.

Раньше абазинские девушки даже имели при себе "девичий кинжал", которым они могли поранить кавалера, позволившего вольности до свадьбы. Такая отметина считалась великим позором, виновного навсегда изгоняли из аула.

Такое почитание представительниц прекрасного пола абазины объясняют выдержкой из Корана: "Рай – под ногами матери". Однако дело не только в религии: они не могут не ценить женщину, поскольку именно им принадлежит большая роль в сохранении рода, который мог бесследно исчезнуть впоследствии войн.


Вкусные традиции

Уникальная абазинская кухня создавалась на протяжении веков. Она отличается своей простотой и питательностью. Современные кулинарные традиции кавказских народов смешались, однако по сей день абазинки имеют в своей кулинарной книге рецепты, по которым готовили их прабабушки.

Основу питания этого народа составляют продукты традиционного промысла – мясо, птица, молочные продукты, крупы, мед, ягоды и фрукты. Фишкой абазинской кухни являются различные специи. Острый перец, чесночная соль, тмин, чабрец, укроп и прочие сухие пряные травы – без них не обходится ни один кулинарный шедевр.

Шашлык – традиционное блюдо у всех кавказских народов, однако абазины имеют свои кулинарные секреты его приготовления, он заключается в особой мариновке мяса. Из индейки готовится традиционное повседневное блюдо "кту дзырдза" с пикантной острой подливкой.


На гарнир обычно подается мамалыга, каша "баста" из кукурузы и пшеницы, а также картофельное пюре, приправленное жареным луком, сладким перцем и специями. В качестве закуски в домах абазин часто готовится "кати зарапха" – фаршированная рисом баранья кишка.

Традиционные хлеб и лепешки абазины пекут преимущественно из ячменной муки. Пирожки "ачаш" с сыром – местный вариант хачапури. Творожный сыр, кстати, готовится в больших количествах. Он выступает в качестве закуски, а также дополнением к другим блюдам. Его часто заготавливают на зиму. У каждой абазинки есть свой секрет приготовления древнего слабоалкогольного напитка "бахсыма" из кукурузной муки, меда, солода и хмеля.

При этом, очень интересен этикет абазин в плане приема пищи. Если у многих народов принято сначала подавать на первое супы, а затем вторые блюда, то абазины придерживаются других традиций. Как правило, в начале трапезы они едят вареное мясо с соусом, а затем запивают его смешанным с кислым молоком бульоном.

День, когда в дом пришел гость, считается за праздник: его потчуют только самыми лучшими яствами. Иностранные путешественники, наверняка, удивятся маленьким порциям, но при этом разнообразию еды на столе. Гостю не стоит отказываться от угощения, но и съедать все предложенное тоже считается неприличным.

Память о предках

Абазины сохранили богатейшее культурное наследие в виде фольклора – небылиц, волшебных и социально-бытовых сказок, героического нартского эпоса, хабаров (рассказов, содержащих достоверную информацию), пословиц, поговорок и загадок.

Это наследие также включает в себя множество образцов песенного и танцевально-инструментального творчества. По сей день на национальных праздниках звучат героические и лирические песни под аккомпанемент старинных музыкальных инструментов, исполняются энергичные мужские и плавные женские танцы.

В местах проживания абазин работают культурные центры, которые передают это нематериальное богатство нации молодому поколению, обучают родному языку и обрядам, которые уместны в современной жизни. Например, ставропольские абазины объединили свои силы по сохранению национальной идентичности в рамках деятельности общественной организации "Абаза".

В частности, стремясь сохранить кулинарные традиции своего народа, объединение уже несколько лет организует специальные мастер-классы. На эти "вкусные" мероприятия, чтобы пополнить свою кулинарную книгу новыми рецептами, пообщаться и разделить трапезу, приходят и представители родственных этносов. Также здесь была создана школа добрососедства, где молодежь обучают горскому этикету.


Абазинский язык отличается сложной системой согласных и наличием свистящих и шипящих звуков. Считается, что он стал прародителем латинского языка, проникнув на территорию Финикии. Как и многие другие языки малых народностей, он находится под угрозой исчезновения. Чтобы сохранить и передать его новым поколениям абазин, в современной России были разработаны методические пособия, словарь и разговорник, видеоуроки, с помощью которых проводятся регулярные занятия.

С 2014 года организуется традиционный культурно-спортивный фестиваль "Абаза". Программа мероприятия включает народные гуляния, тематические выставки, веселые конкурсы, спортивные соревнования, посещение национального подворья, дегустацию национальной кухни, а также концерт абазинских и абхазских песен и танцев.

Всемирный абхазо-абазинский конгресс организует различные фестивали и реализует проекты в области сохранения нематериального наследия абхазов и абазин. Организация также проводит уже ставший традицией День памяти жертв Кавказской войны. В этот день зажигается двухметровая поминальная свеча "ящамак" и разводится нартский костер. Их пламя потомки древнего народа отождествляют с продолжением жизни своих традиций и горячей памятью о тех, кому когда-то пришлось уйти на другие земли за морем.

Туристические тропы

Развитый в местах поселения абазин этнотуризм предлагает путешественникам окунуться в насыщенную событиями историю, познакомиться с абазинской культурой, отведать национальной пищи, приобрести сувениры, посетить увлекательные экскурсии.

На небольшой территории Карачаево-Черкесии, где проживают абазины, как в некоей сказочной сокровищнице, "скопились" сразу три всесезонных всемирно знаменитых курорта – Домбай, Теберда, Архыз. Роскошная первозданная природа, целебный горный климат, чистейшая лечебная вода, хрустальный очищающий воздух, горы, ледники, озера, реки, водопады, луга, – чего здесь только нет.


Домбай – известнейший горнолыжный курорт и центр альпинизма и туризма на Кавказе. Он славится своими великолепными пейзажами, форелевыми озерами и нарзановым источником. Курорт находится у подножия Главного Кавказского хребта в Домбайской долине, входящей в состав Тебердинского государственного заповедника. В горах Теберды и Домбая расположено множество водопадов, высокогорных озер, образовавшихся после отступившего ледника на высоте 2690 метров, и реликтовых лесов. Из Домбайской долины, расположенной на высоте 1600 м над уровнем моря, начинаются многие пешеходные маршруты, а до вершины Эльбруса отсюда всего 65 км.

Снег в долинах выпадает в октябре-ноябре, окончательно снежный покров устанавливается в ноябре, а сходит около середины апреля. Оптимальное время для катания – с декабря по апрель. Средняя температура в период с декабря по февраль на Домбайской поляне минус 5 градусов, в солнечные дни в феврале температура воздуха над ослепительными снежными склонами может достигать +18 градусов, что позволяет загорать и кататься на лыжах одновременно. Всего Домбай насчитывает 18 трасс различной сложности, на его территории расположено множество подъемников и гостиниц.


В долине реки Теберды и Нижнем Архызе сохранилось множество средневековых культовых сооружений, среди которых выделяются византийский храм X-XI веков на горе Шоана и его ровесник Сентинский храм в Нижней Теберде.

Своей природой, разнообразием и живописностью ландшафтов Теберда привлекает сотни тысяч туристов. Высокогорные районы Северного Кавказа, в том числе и Теберды, исторически заселились во II тысячелетии до н.э. Племена, еще в XII в. до н. э. обитавшие в ущельях рек Амгата и Муху, добывали руду и плавили медь. Проникшие сюда в IV-III вв. до н. э. скифы и сарматы перешли с кочевого образа жизни на оседлый, после чего начался процесс их слияния с местными племенами.

В IV в. н.э. на Северном Кавказе появились аланы. Спасаясь от нашествия гуннов, они были вынуждены уйти в горы. Несколько позже в горы нынешней Карачаево-Черкесии пришли хазары и болгары. Следы алано-болгарских поселений сохранились и до наших дней в бассейне реки Теберды – пирамиды из камней, убранных аланами с полей, разрушенные ирригационные сооружения и дороги встречаются и поныне.


Сегодня тот самый день: заходи на наш Telegram-канал.  



Эмоции от статьи
Нравится
0
Восхищение
0
Радость
0
Удивление
0
Подавленность
0
Грусть
0
Разочарование
0
Не нравится
0



0комментариев

  • Комментарии отсутствуют

Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


USER_ID and USER_SESSION_ID undefined

Другие новости

Загрузка....
18+