Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. С начала года в Узбекистане стартовала налоговая реформа. Правда пока принесла она больше вопросов, чем ответов.
У предпринимателей и простых граждан возникает все больше непонимания – что же кроется за этим пресловутым НДС и кто платить будет? На фоне неутихающих споров и сомнений мы решили пообщаться со специалистом в сфере экономики, кандидатом экономических наук Фарходом Курбанбаевым.
По мнению эксперта, изменения в налоговом законодательстве на 2019 год, разработанные экономическими ведомствами и отдельными специалистами, не в полной мере отвечают требованиям, поставленным президентом страны перед ними в части налоговой реформы.
"Принятые долгожданные меры по снижению налогов на труд, имущество, отмена налогов с выручки (3,2%) крупных предприятий и введение порядка зачета НДС по приобретенным основным средствам могут дать лишь ограниченный общий положительный эффект и не могут дать в целом ожидаемых результатов в условиях, когда сохраняется ряд негативных факторов", – рассказал Курбанбаев.
Среди них экономист выделяет следующие:
-
общеустановленная 20%-ная ставка НДС, учитывая недостаточную развитость экономики и цивилизованного созидательного легального частного бизнеса, является непомерной нагрузкой для экономики в целом.
-
отсутствие необлагаемого минимума доходов физических лиц, приближенного к стоимости минимальной "потребительской корзины" – к прожиточному минимуму, по-прежнему будет серьезно препятствовать легализации бизнеса.
-
введение дифференцированных ставок упрощенного порядка НДС без зачета "входящего" НДС фактически означает сохранение и более того повышение ставки налога с выручки для предприятий с оборотом от 1 до 3 миллиардов сумов.
"Налог с выручки, учитывая, что он рассчитывается не в процентах к доходу, а в большей части в процентах к расходам, ни при каких ставках, ни для какой отрасли, ни для какой категории предприятий – юридических лиц, ни при каких объемах оборота абсолютно неприемлем. Данный налог был и остается одним из главных недостатков налоговой системы", – считает Курбанбаев.
К примеру, при 20%-ной рентабельности налог с выручки, называемый по принятому закону "упрощенный НДС", изымает у бизнеса: торговых предприятий – 34-36%, строительных организаций – 44-48%, предприятий общественного питания и гостиниц – 55-60%, остальных отраслей, в том числе производственных предприятий, – 39-42 % прибыли.
С учетом других налогов (на имущество, прибыль, воду, землю), замечает эксперт, налоговая нагрузка предприятий с оборотом от 1 до 3 миллиардов сумов существенно увеличивается. И это объективно не может не сказаться на ценах – как на товары производственного назначения, так и на потребительские товары и услуги.
"Кроме того, принятые изменения осложняют и запутывают налоговое администрирование в части налоговых проверок и в комплексе с мерами по фактическому принуждению к переходу в общеустановленную систему и сохраняющейся практикой предоставления индивидуальных льгот, могут привести к спаду деловой активности, снижению эффективности регулирования экономики на рыночных принципах", – отмечает собеседник.
По мнению Фархода Курбанбаева сейчас, прежде всего, необходимо:
-
приостановить действие принятых законов в части изменений, приводящих к осложнению ведения бизнеса, в частности, в части, касающейся НДС (за исключением пункта о зачете НДС по приобретенным основным средствам).
-
упрощенная система НДС с дифференцированными ставками без зачета "входящего" НДС – ошибка, которую необходимо признать и исправить.
"Для дальнейшей оптимизации налоговой системы необходим глубокий макрофинансовый анализ и взаимосвязанный анализ макрофинансовых балансов: доходов и расходов бюджета страны и внебюджетных фондов, денежных доходов и расходов населения, исполнения сводного кассового плана банков и показателей оценки внебанковского налично-денежного оборота, валютного баланса страны, торгового и платежного балансов страны", – отметил он.
По результатам макрофинансового анализа, считает экономист, целесообразно разработать предложения по корректировке мер, направленных на оптимизацию налоговой системы, предусматривающие, в частности:
-
значительное снижение ставки НДС;
-
полный отказ от налогов, исчисляемых с выручки, для всех категорий предприятий независимо от объема оборотов;
-
установление необлагаемого подоходным налогом минимума, приближенного к стоимости минимальной потребительской корзины. Данная мера является исходной точкой, фундаментальной, цементирующей основой налоговой реформы, необходимым условием реализации созидательного потенциала трудовых ресурсов, улучшения делового климата и обеспечения на этой основе ускоренного роста экономики страны;
-
уменьшение штрафов и смягчение санкций за налоговые правонарушения;
-
восстановление практики периодической документальной налоговой проверки предприятий с ориентацией на содействие налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых обязательств;
-
отказ от внедрения новых видов налоговых проверок типа "хронометражное обследование", "тематическое экспресс-изучение", которые могут создать множество проблем на практике, основанных на субъективизме.
"При смягчении санкций за налоговые правонарушения налоговые проверки в большей степени станут для предприятий своего рода бесплатным аудитом и будут способствовать выполнению налоговыми органами возложенных на них законодательством задач по оказанию всемерного содействия налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых обязательств", – заключил эксперт.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.
молодец вот кого нужно министром экономики назначить а на сегодняшний день наши министры экономики всех предпринимателей на колени поставили с этим ндс нет чтобы развивать свою промышленность мы просим у турков и китайцев нам помочь, а что вы скажете на то что сетевые маркеты обязывают не поднимать цены поставщикам поставлять товары по прошлогодним ценам это цены до повышения цен на коммуналку аренду и ндс 20% а также обязывают отдавать 10% от продажи товара - это плата за то что мой товар стоит на их полках и эти все издержки я должен включить в прошлогоднюю стоимость поставляемой продукции, мне пришлось уже 3-их уволить невозможно работать , придется закрывать и идти в рабство к иностранцам или пополнить армию дворников в России .
Браво!!! Вот такие специалисты должны разрабатывать налоговые реформы. Есть же спецы в республике,которые знают проблему изнутри,но нанимают иностранных специалистов. Почему??? Все просто господа разработчики реформы,исправляйте ошибки пока бизнес не ушел в глубокое подполье.Предлагаю Курбанбаева назначить главным экспертом для "разработчиков"реформы. Нужно создать свою Узбекскую налоговую реформу,а не перенимать пока опыт развитых стран,нам бизнесу нужно время чтобы равняться на развитые страны по налогам...
Молодец, Курбанбаев, однако все мы умны задним числом. Где были его доводы, когда все это выносилось на обсуждение?
Есть вариант сделать все намного проще ввести единый налог в определенном размере пусть это будет 5% или 10% но при этом будем меньше волокиты с оформлением документов, у предпринимателей останется больше времени на развитие бизнеса у налоговой будет меньше поводов для проверок. Мы работали до нового года на едином налоге очень удобно во первых в банке сразу при поступлении денег на расчетный счёт автоматически происходило снятие налога, во вторых я получал чистую сумму на основной счет.
Я поддерживаю его, лучше поздно исправить, пока новый налоговый кодекс не утвердили, и указано в точку скорее надо принять изменяющийся минимальный размер потребительской корзины с учетом инфляции ежемесячно, и не облагать сумму потребительской корзины налогом на доходы физических лиц.Вот тогда увидите уменьшение безработицы и легализации фонда оплаты труда и повышение платежеспособности населения и товарооборота в целом в стране и это вовлечет за собой развитие экономики.
Упрастить надо формирование отчета НДС и ее сдачу, отменить упрощенную систему НДС.